Психопатология

Исторический экскурс

Изучением шизофрении занималось и занимается бесчисленное количество ученых и врачей. Но, неоценимый вклад в ее познание внесли двое психиатров: Блейлер и Шнейдер.

Эйгена Блейлера, швейцарского психиатра, по праву можно назвать «отцом» шизофрении. Именно он в 1908 году официально представил данный термин психиатрии, в результате чего шизофрения и выделилась как отдельное заболевание.

Он разделял в течение болезни 2 группы признаков: первичные и вторичные. К первичным признакам он относил симптомы под названием «4А»:

  • снижение выраженности Аффекта – эмоциональная бедность;
  • Аутизм – разрыв связей с окружающими;
  • неправильные Ассоциации – резонерство речи, соскальзывание, эхолалии, неологизмы;
  • Амбивалентность, то есть расщепление сознания.

Блейлер считал данные признаки основными в проявлении болезни. То есть, по его мнению, ведущей симптоматикой шизофрении становятся негативные симптомы. Он утверждал, что они сопровождают исключительно шизофрению. Их наличие – прямое свидетельство болезни. К вторичным признакам он относил бред, галлюцинации и другую продуктивную симптоматику.

Шнейдер полагал: сознание шизофреника в принципе иное, нежели у здорового человека, и нельзя сказать, что у него страдает одна или несколько психических функций. Сознание таких больных напоминает стадию засыпания. Оно сопровождается соскальзываниями, нелогичностью, выпадением отдельных эпизодов, замещением одних стимулов другими, пробелами.

Он выделял симптомы первого и второго ранга. И, в противовес Блейлеру, к признакам первого ранга, то есть главным симптомам болезни, относил положительную симптоматику: слуховые галлюцинации, бред, хаотичное мышление.

Симптомами первого ранга по Шнейдеру являются:

  • комментирующие голоса, проговаривающие в голове больного все его действия;
  • несколько голосов, которые ведут спор между собой. Один из них говорит, что этот человек хороший, другой утверждает: нет, он плохой;
  • больной проговаривает все свои действия вслух;
  • ощущение, что мысли кто-то ворует из головы;
  • ощущение, что кто-то внедряет в его голову мысли: инопланетяне используют разум человека для хранения своих идей;
  • представление о том, что больной совершает какое-либо действие под чьим-то влиянием: они заставили меня сесть в автобус и ехать на другой конец города;
  • произвольность действий, носящая нелогичный характер: мои ноги идут отдельно от моего желания. Они не говорят мне, куда направляются;
  • бредовая трактовка обстоятельств: я увидел синий автомобиль и понял, что должен лететь в США на встречу с президентом. Он хочет поприветствовать меня и отдать честь моей семье;
  • галлюцинации соматического характера: кто-то зашил под кожу больному чип, чтобы наблюдать за ним. Он ощущает его наличие: кожа чешется, и присутствует жжение.

Признаки первого ранга по Шнейдеру – это основной диагностический критерий.

К симптомам второго ранга он причислял эмоциональные нарушения, любые другие галлюцинации и бред, растерянность, но не считал их однозначными показателями развития заболевания. Психиатр также отклонял соматический или неврологический характер шизофрении.

Основные симптомы шизофрении

Есть пять типов симптомов, характерных для шизофрении: бред, галлюцинации, неорганизованная речь, несобранное поведения и так называемые «негативные» симптомы. Тем не менее, признаки и симптомы шизофрении значительно варьироваться от человека к человеку, как и общая картина и степень заболевания. Не каждый человек с шизофренией будет иметь все симптомы, также симптомы могут меняться со временем.

Заблуждения

Заблуждение – состояние, при котором человек, несмотря на все факты и доказательства, уверен, что все обстоит совершенно другим  образом. Заблуждения чрезвычайно распространены при шизофрении, встречаются в  более чем 90% случаев такого расстройства. Часто эти заблуждения связаны с нелогичными или странными идеями и фантазиями. Общие шизофренические бредовые идеи включают в себя:

  • Мания преследования.
  • Ложное восприятие окружающей среды.
  • Мания величия.
  • Мания власти.

Галлюцинации

Галлюцинации – звуки и чувства, которые ощущаются как реальные, однако существуют только в сознании человека. Галлюцинации могут задействовать все пять чувств, однако наиболее распространенными формами при шизофрении являются звуковые и зрительные галлюцинации. Человек начинает слышать несуществующие голоса и видеть то, чего на самом деле нет.

Шизофренические галлюцинации, как правило, значимы для человека, испытывающего их. Во многих случаях, голоса, принадлежат кому-то, кого они знают. Галлюцинации также могут ухудшаться, когда человек остается в одиночестве.

Несвязная речь

Самыми распространенными признаками несвязной речи при шизофрении являются:

  • Странные ассоциации – постоянное перескакивание с темы на тему, которые абсолютно не связаны между собой.
  • Неологизм – новые слова или фразы, понятные только этому человеку.
  • Персеверация – повторение слов и заявлений.
  • Рифмование – бессмысленно использование рифмованных слов.

Несобранное поведение

  • Снижение общей повседневной активности.
  • Непредсказуемые или неуместные эмоциональные реакции.
  • Странное и бесцельное поведение.
  • Отсутствие торможения и управления импульсивностью.

Негативные симптомы шизофрении 

Так называемые «отрицательные» симптомы шизофрении относятся к отсутствию нормального поведения у человека. Общие негативные симптомы шизофрении включают:

  • Отсутствие выражения эмоций.
  • Отсутствие интереса и энтузиазма.
  • Отсутствие интереса к миру.
  • Трудности и нарушения речи.

Помощь в диагностике

Обратите внимание на несколько характерных признаков, которые сопровождают болезнь в начале ее появления. Возможно, они помогут вовремя распознать недуг:

  1. Социальная отрешенность. Человек утрачивает контакт с близкими. Старается избегать встреч с людьми, из-за чего не ходит на учебу, не посещает работу. Он становится равнодушным к ранее любимым вещам, увлечениям.
  2. Личная гигиена. Проблемы с гигиеной начинаются с того, что все процедуры пациент проводит очень медленно, постепенно этот интервал еще больше увеличивается. А со временем он вообще перестает чистить зубы, мыться и т.д.
  3. Одержимость сверхъестественным. Человек чрезмерно начинает интересоваться мистикой, экстрасенсорикой, а чаще всего религией. Возможны религиозные галлюцинации. Скорее всего, это связано с разрывом с реальностью.
  4. Внезапная резкость и активность в движениях и мимике.
  5. Слуховые галлюцинации.

Эти симптомы практически всегда присутствуют на заре развития шизофрении и являются важными показателями ее возникновения.

Как возникает психопатия

Психопатия чаще наблюдается у мужчин. Это заболевание очень сильно осложняет жизнь человека и его близких, не позволяет адаптироваться в обществе, получить признание своих талантов и т.д. Психопатики чаще других попадают в криминальные ситуации, злоупотребляют алкоголем или наркотиками.

Среди причин, способных привести к психопатии, выделяют:

1. Наследственность и конституциональные факторы.

2. Внутриутробные повреждения мозга у плода, гипоксия или родовая травма.

3. Сложная психологическая обстановка в семье.

4. Неблагоприятные социальные факторы.

Основные признаки психопатии можно заметить у мальчиков во время первого возрастного кризиса (2-5 лет). Дети с возбудимым типом психопатии бывают чрезмерно активны, возбудимы, капризны, для них характерна повышенная злобность и агрессивность. Другие виды психопатия более ярко проявляются в подростковом периоде. Ребенок может стать излишне аккуратным, крайне неуверенным в себе, зацикленным на какой-то идее и т.д.

Лечение шизофрении

Вопрос о том, можно ли излечиться от шизофрении, довольно спорный. Но, однозначно, при правильной терапии возможно добиться стойкой и длительной ремиссии. Особенно благоприятен прогноз при вялотекущей форме.

Правильное лечение включает в себя комплексный подход. Шизофренические больные допускаются к амбулаторному лечению, однако при обострении процесса требуется госпитализация. Она может быть и принудительной, если человек оказывает сопротивление.

Прежде всего, требуется медикаментозная терапия, которая должна выполняться в точности по назначению врача. Она включает препараты, которые относятся к антипсихотическим средствам и действуют как на продуктивные, так и негативные признаки болезни.

Антипсихотики блокируют дофаминовые рецепторы, снижая при этом активность данного медиатора. Классические антипсихотические препараты влияют на дофаминовые, но обходят мускариновые и адреналовые рецепторы. Типичные представители этой группы Хлорпромазин, Галоперидол, Тиоридазин.

Установлено, что эти препараты способны блокировать только позитивные признаки. На негативные реакции они не воздействуют и даже наоборот, могут привести к их возникновению.

Более адаптированными к лечению заболевания являются атипичные антипсихотики. Они влияют на все виды рецепторов и устраняют как негативную, так и позитивную симптоматику. К таким средствам относят Оланзапин, Клозапин, Рисперидон.

Клозапин рекомендуют назначать при резистентной форме шизофрении, когда заболевание не поддается терапии большинством препаратов. Он обладает высокой эффективностью, кроме этого, способствует отказу от вредных привычек, снижает риск суицида.

Несмотря на очевидные плюсы, употребление атипичных нейролептиков имеет свои побочные реакции. Так, использование Оланзапина при лечении схизофрении, приводит к развитию сахарного диабета и расстройствам со стороны обмена веществ, а Рисперидон вызывает патологическую прибавку массы тела.

Важно при лечении нейролептиками не отходить от назначенной схемы лечения, самостоятельно не регулировать дозы. В противном случае это грозит рядом тяжелейших последствий

Помимо фармотерапии, в лечении шизофренической болезни необходима психотерапия, а именно:

  • когнитивно-поведенческая;
  • психоанализ;
  • семейная терапия;
  • арт-терапия.

Психотерапия

На этапе выздоровления, снижения выраженности симптоматики и становления ремиссии наиболее эффективным методом коррекции психического состояния больного является психотерапия.

Выделяют несколько ее видов:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • семейная.

На первых этапах работы с пациентом более действенной считается индивидуальная терапия. Она поможет наладить контакт с больным и снизить негативное отношение, если таковое имеется. На ее сеансах устанавливается интимная атмосфера и налаживаются доверительные отношения. Она дает возможность раскрыться пациенту, обсудить свою проблему со всех сторон.

Целью индивидуальной психотерапии является помочь человеку осознать свои планы на будущее, как можно быстрее их реализовать. Кроме этого, она позволяет скорректировать поведение пациента и обучить его новым поведенческим реакциям.

Существует множество разновидностей этого рода терапии:

  • когнитивно-поведенческая;
  • психоанализ;
  • суггестивная;
  • экзистенциальная;
  • телесная;
  • рациональная и т.д.

Особо выделяют когнитивно-поведенческую терапию, применяемую при множестве психических заболеваний. В ее основе лежит мнение о том, что психологические дисфункции человека связаны с его неправильными убеждениями и мыслями, а также стереотипным мышлением, которые отражаются на поведении больного. Но его можно скорректировать, благодаря поощрению желательных действий и игнорированием нежелательных.

Данный метод объединяет в себе 2 вида психической терапии: когнитивную и бихевиоральную. Его целью является донести до клиента ошибки его мышления и поведения, являющиеся причиной всех его бед.

Когда применяется:

  • расстройства личности;
  • аффективные расстройства;
  • гипомания;
  • невротические нарушения.

Применяется терапия и при обсессивно-компульсивных расстройствах. Как видно, такой метод лечения довольно деликатен, и позволяет решать проблему постепенно и осознанно.

Но не все идут подобным путем. Так, один американец, 19-ти лет от роду, имел навязчивую идею постоянно мыться. Однажды, не в силах больше терпеть своего поведения, решил вопрос кардинально: выстрелил себе в голову. Однако ожидаемого эффекта это не принесло. Парень не умер, а только лишь задел ту часть мозга, которая была в ответе за его навязчивость. После этого жизнь юноши полностью нормализовалась, а патология больше не возвращалась.

Примечание: такой метод лечения патологии является совершенной случайностью. Повторять не рекомендуется!

Диагностика шизофрении

Диагноз любого из видов заболевания ставится на основе осмотра пациента клиническим психологом, соцработником и, конечно, психиатром. Главную роль здесь играет анамнез, собранный со слов больного и его ближайшего окружения.

Проводят дифференциальный диагноз с другими психическими расстройствами.

К примеру, возможно проведение параллели между вялотекущей шизофренией и неврозами. При неврозоподобных состояниях нередки появления фобий и навязчивых мыслей, как и при шизофрении. Но данные страхи не носят абсурдного оттенка, они вполне объяснимы и даже могут купироваться самим человеком посредством защитных реакций.

Шизофрению также могут сравнивать с расстройствами личности. Но при этом состоянии странности в поведении прослеживаются с детского возраста и сопровождают человека постоянно. Шизофреноподобные состояния характеризуются развитием с определенного момента, когда как до этого пациент жил нормальной жизнью.

В МКБ-10 данное понятие зашифровано под кодом F20.0-F20.3. Чтобы присвоить больному такое заболевание, у него должен присутствовать один из следующих симптомов:

  • ощущение, что мысли человека слышат все окружающие;
  • бредовые идеи, отличающиеся неадекватностью и нелепостью;
  • слуховые галлюцинации, исходящие как будто из головы;
  • бредовые ощущения, действия.

Или не менее двух из перечисленных ниже:

  • любые галлюцинации, сопровождающиеся бредом;
  • разорванность мышление, создание новых слов (парвел – паровоз и велосипед);
  • кататония;
  • негативные признаки, приводящие к социальной изоляции;
  • изменения в поведении, приводящие к сужению круга интересов, уходом в себя, отстраненности от окружающих.

Данные проявления должны сопровождать человека минимум в течение месяца.

Психосоматические расстройства и неврозы

Термин «невроз» был предложен Кулленом более 200 лет назад – в 1776 г. Несмотря на значительное число исследований, посвященных изучению неврозов, клинические критерии диагностики этих заболеваний, их границы остаются достаточно неопределенными.Е.А.Попов писал, что трудно выделить какую-то черту, свойственную именно неврозу. Критерии отграничения невроза от других заболеваний могут быть достаточно обоснованными лишь применительно к психогенным расстройствам, с одной стороны, либо к неврозоподобным нарушениям, – с другой.Согласно современным представлениям невроз – это психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека .Основными особенностями  неврозов являются:

  • психогенный характер возникновения;
  • особенности личности (акцентуации характера, личностный радикал);
  • отсутствие органических изменений головного мозга;
  • вегетативные, соматические, эмоционально-аффективные проявления;
  • наличие критики к своему состоянию и стремление к преодолению ситуации и возникшей болезненной симптоматики.

В отечественной литературе ранее обычно описывали четыре клинические формы неврозов: неврастению, истерический невроз, невроз навязчивых состояний и депрессивный невроз . В связи с переходом на МКБ-10 классификация невротических расстройств претерпела существенные изменения . Тем не менее, термин «невротические» все еще сохраняется и используется в названии большого раздела расстройств F40 – F48 «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства»:

  • F40 Тревожно-фобические расстройства
  • F41 Другие тревожные расстройства
  • F42 Обсессивно-компульсивное расстройство
  • F43 Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
  • F44 Диссоциативные (конверсионные) расстройства
  • F45 Соматоформные расстройства
  • F48 Другие невротические расстройства

Понятие «психосоматика» включает в себя целый ряд содержательных феноменов, которые невозможно объяснить какой-то одной формулировкой. Здесь следует выделить два аспекта:

  • психосоматическая медицина
  • психосоматические заболевания

Психосоматическая медицина представляет собой современную, хотя и не новую концепцию, общую ориентировку на охрану здоровья в целом. Она учитывает комплексные сомато-психо-социальные взаимодействия при возникновении, течении и, в особенности, при терапии заболеваний.При психосоматических расстройствах различают три группы симптомов:

  • конверсионные симптомы;
  • функциональные синдромы (органные неврозы);
  • психосоматические расстройства в более узком смысле (психосоматозы).

Конверсионные симптомы. Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. Симптом имеет символический характер, демонстрация симптомов может пониматься как попытка решения конфликта. Конверсионные проявления затрагивают в большей части произвольную моторику и органы чувств. Примерами являются истерические параличи, парестезии, психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены.Функциональные синдромы. В этой группе находится преобладающая часть пациентов, которые приходят на прием с пестрой картиной часто неопределенных жалоб, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательный аппарат, органы дыхания или мочеполовую систему.Важнейшие проявления, сопровождающие функциональные синдромы

Соматические Психические
Ком в горле Внутреннее истощение
Парестезии (рот, язык, конечности) Снижение сосредоточения, истощаемость
Затруднение дыхания Депрессивные проявления
Ощущения в области сердца Симптомы страха
Отрыжка Нарушения сна

С чего начать лечение

При подозрении на развитие психического расстройства требуется помощь психиатра. На приеме, после тщательного обследования, врач выбирает, каким образом больной будет получать лечение:

  • амбулаторно;
  • в стационаре;
  • диспансерный учет.

Согласно Статье 29 УК РФ, пациент может быть госпитализирован без согласия его и родственников в стационар, если его состояние обуславливает:

  • нанесение вреда себе и окружающим;
  • отсутствие возможности осуществлять элементарные действия самообслуживания;
  • ухудшение состояния, если больной не будет госпитализирован.

Раньше лечение душевнобольных не отличалось гуманизмом и деликатностью. Например, в 1936 году португальский врач Эгаш Мониш предложил способ лоботомии. То есть удаление некоторых частей мозга. После 20 проведенных операций, он огласил результаты. семь подопытных полностью излечились от душевного недуга, еще семь показали заметные улучшения. У остальных состояние осталось на прежнем уровне.

Удивительно, но этот метод приобрел большую популярность, а ее автор даже был награжден Нобелевской премией в области медицины.

В настоящее время терапия душевнобольных проводится в нескольких направлениях и имеет более щадящий подход:

  • фармакотерапия;
  • психотерапия;
  • социальная реабилитация.

Этиология

Ведущая роль в этиологии П., по мнению ряда исследователей, принадлежит конституциональному предрасположению, генетическим факторам. Значение генетических факторов выявлено Шилдсом (J. Shields, 1972), О’Коннором (М. O’Connor) с сотр. (1980) при близнецовых исследованиях, показавших, что среди монозиготных партнеров конкордантность по аномалиям личности в несколько раз выше, чем среди дизиготных. Об этом же свидетельствует сходство аномальных личностных характеристик у монозиготных близнецов, воспитанных раздельно. Придается также значение негрубым органическим экзогенным повреждениям головного мозга во внутриутробном, раннем постнатальном и перинатальном периодах развития, связанным с различными заболеваниями головного мозга (инфекции, травмы, интоксикации). Эти патохарактерологические изменения определяются как органические П.

В соответствии с представлениями О. В. Кербикова формирование П. возможно не только при конституциональном предрасположении и аномалиях развития, но и при неблагоприятных средовых и ситуационных влияниях. В. П. Осипов (1936) такие приобретенные П. описывал как псевдопсихопатии, Е. К. Краснушкин (1940) — как реактивные психопатии, А. К. Ленц (1927) — как социопатии. Ряд зарубежных психиатров к социопатиям относит изменения личности, связанные с пагубными социальными условиями (неблагоприятная семейная ситуация, безнадзорность и др.).

Исследования В. А. Гурьевой и В. Я. Гиндикина (1980) показали, что возникновение и фиксация психопатических проявлений могут быть обусловлены подражанием психопатическому поведению окружающих (фиксация реакции подражания, имитация) или культивированием окружающими психопатических реакций подростка, закреплением повторяющихся в силу особенностей ситуации негативистических реакций (реакции протеста, оппозиции). Объединение приобретенных психопатических состояний с конституциональными аномалиями не является общепризнанным. С точки зрения клин, практики оно чревато опасностью расширенной диагностики психопатий. В. В. Ковалев (1979) рассматривает приобретенные психопатические состояния в рамках психогенных патохарактерологических формирований личности, А. Е. Личко (1977) — в рамках психопатических или патохарактерологических развитий. Отклонения в. н. д. в случаях патол, развития личности при благоприятных изменениях социальной среды легче (по сравнению с конституциональными П.) поддаются обратному развитию. По данным Г. Е. Сухаревой (1959), эмоциональная жизнь таких личностей богаче, интересы более устойчивы, у них развиты высшие формы волевой деятельности, отсутствует инфантилизм.

Помощь на дому

После выписки из стационара или при условии легкого течения заболевания пациент может получать терапию дома.

Амбулаторное лечение включает в себя два варианта:

  • консультативно-лечебную помощь;
  • диспансерный учет.

Консультативно-лечебная форма является добровольной и оказывается пациентам в случае, когда они сами обратились за помощью. Больные имеют на это право всегда, когда чувствуют потребность. Такой формат отношений устанавливается при легком расстройстве и благоприятном прогнозе. В эту также группу могут попасть пациенты со стойкой ремиссией.

Больные при консультативно-лечебной форме помощи имеют минимальные ограничения. У них отсутствует возможность поступить на контракт в армию, работать в силовых структурах или состоять на государственной службе.

Диспансерный учет – это принудительная форма амбулаторной помощи. Человек обязан регулярно посещать участкового врача-психиатра или же медик приходит к нему. Как правило, такому наблюдению подлежат пациенты с хроническими расстройствами, сопровождающиеся тяжелыми проявлениями. Чаще всего это нарушения с бредом и галлюцинациями. А также те расстройства, которые дезадаптируют человека в обществе.

Такие больные лишены возможности получить водительские права или разрешение на хранение оружия. Им противопоказана работа с детьми, особо опасные профессии и материально ответственные должности, госслужба. Трудовые ограничения устанавливаются на 5 лет, после чего могут быть пересмотрены.

Если у пациента 3 года наблюдается стойкая ремиссия, с него снимают диспансерное наблюдение, но при условии, что он на протяжении всех этих лет регулярно посещал врача.

Психические расстройства затрагивают самые разные структуры нашей психики. И ее лечение – длительный и трудоемкий процесс. Он требует немалых усилий и терпения. Но, подходя к вопросу комплексно и со всей ответственностью, это наверняка позволит достичь положительных результатов или обрести полную гармонию с самим собой.

Что провоцирует

Посттравматическое стрессовое расстройство возникает в ответ на действие психотравмирующего фактора и характеризуется нарушением нормальной работы психики. Заболевание приводит к появлению психопатологических состояний, привносящих большие трудности во все сферы человеческой деятельности, разрушая семью и толкая человека, в итоге, к социальной изоляции и одиночеству.

Конечно, не все люди, подвергшиеся воздействию сильного стрессора, подвержены ПТСР. Однако развивается оно у 70% людей, переживших травматическое событие. Его появление – свидетельство полной беспомощности, бессилия и кошмарного ужаса перед препятствием.

В первую очередь, подвержены этому расстройству люди, побывавшие в зоне боевых действий. Неспроста болезнь также носит название «вьетнамский» или «афганский синдром». Самолично убивая человека или становясь свидетелем кровавой бойни, такие бойцы испытывают сильнейшее потрясение.

Но исследования, проводимые после Второй мировой войны, привели к формированию нескольких гипотез насчет возникновения ПТСР:

  • наличие у больного внутриличностных конфликтов еще до разворачивания боевых действий;
  • у каждого человека существует свой предел выносливости. Если переступить этот предел, то запускается механизм психологической декомпенсации, и проявляется так называемое боевое истощение;
  • третья гипотеза предполагает, что в развитии ПТСР виноваты внешние факторы, такие как недосыпание, переутомление, разлука с близкими;
  • конфликт интересов: стремление выжить – стремление исполнить долг.

Известна история одного молодого американского морпеха, который с 2008 по 2013 год проходил службу в Афганистане и был удостоен наград за хорошую службу. Уйдя из армии, проживал с матерью. В 2017 году он попал в поле зрения полиции, устроив разгром в своем доме. А еще через год в Лос-Анджелесе он расстрелял 12 посетителей одного из местных баров, после чего застрелился сам. Специалисты установили, что причиной трагедии стал посттравматический синдром, развившийся в ходе военной службы. 

Изучать посттравматическое расстройство начали еще в 1888 году. В это время Герман Оппенгейм (немецкий врач-невропатолог) ввел в обиход понятие посттравматического невроза. И объединил под этим названием многие симптомы, которые сегодня причисляются к ПТСР.

Классификация психических расстройств

Психика человека требует коррекции и лечения в том случае, когда её состояние отличается от нормального. При этом говорят о психическом расстройстве.

 Согласно МКБ 10 различают такие заболевания психики:

  1. Органические психические расстройства. Это нарушения психики, связанные с поражением тканей головного мозга. К его симптомам относят аффекты, снижение когнитивных функций, слабоумие, бред и галлюцинации, кататонии, нарушение эмоционального фона.
  2. Шизофрения и шизотипические расстройства. Для этих состояний характерны продуктивные и негативные симптомы. К продуктивным относят бред, галлюцинации, расстройства мыслительной деятельности. Из негативных проявлений выделяют скудность эмоций, бедность речи, отсутствие воли, удовольствия, мотивации и желания.
  3. Нарушения аффекта. Аффект – это проявление человеком его эмоций и чувств. Самое частое нарушение аффективной сферы – это депрессия. Она сопровождается пониженным настроением и неспособностью получить удовольствие. Различают послеродовую, алкогольную, сезонную, меланхолическую, острую, малую ее формы. К другим аффективным расстройствам относят дистимию (нарушение настроения), маниакально-депрессивный синдром.
  4. Маниакально-депрессивный синдром сопровождается чередованием вспышек депрессии и мании. Мания является обратно противоположным состоянием депрессии. Она проявляется выраженным повышением настроения, двигательным возбуждением и ускоренной психической деятельностью. Маниакальный синдром выделяют также как отдельную патологию.
  5. Невротические расстройства. Обратимые изменения психики, сопровождающиеся астеническим, навязчивым синдромами, истериями, а также снижением умственной и физической деятельности. Сюда относят неврозы, неврастении, обсессивно-компульсивные  и тревожные расстройства.
  6. Расстройства поведения. Эта группа заболеваний включает в себя нарушения со стороны питания – анорексия, булимия, сексуальные расстройства, нарушения влечений.
  7. Патологические изменения личности и поведения в зрелом возрасте. Сюда относятся параноидные, шизоидные, диссоциальные, эмоционально неустойчивые, смешанные нарушения. Стойкое нарушение личности, патологии привычек, стремление к поджогам и воровству, нарушение половой идентификации и полового предпочтения.
  8. Умственная отсталость. Характеризуется снижением когнитивных функций и проявляется в легкой, средней и тяжелой степени.
  9. Нарушения психического развития. Проявляется в отставании речевого развития, навыков счета, письма и чтения, двигательных и психомоторных функций.
  10. Эмоциональные и поведенческие расстройства детского и подросткового возраста.

Вопрос: Психические нарушения в послеродовом периоде. Синдромологическая, нозологическая и прогностическая оценка.

Психогенные (новые обязанности, страх за ребенка, утомление из-за необходимости постоянно кормить и пр, изменение взаимоотношений с мужем, желанный/нежеланный ребенок): астения, тревога, депрессия, фобии.Соматогенные (при развитии осложнений послеродового периода):-инфекционные: острые (продолжаются до 2 недель)

:синдромы помрачения и выключения сознания;хронические (продолжаются от 2 недель до
2-3 месяцев)
: астено-депрессивный, депрессивно-параноидный, галлюцинаторно-параноидный, Корсаковаский синдром;-неинфекционные:депрессия,параноидный синдром.Эндогенные (гормональные изменения могут служить толчком для манифестации до того скрытых или находящихся в ремиссии эндогенных психических растр-тв): шизофрения, биполярное аффективное расстройство.

Детское посттравматическое расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей, как мы уже выяснили, совсем не редкость. Среди его причин в первую очередь следует выделить насилие, которое испытывает ребенок от близких, как моральное, так и физическое. Сюда же можно отнести пренебрежительное отношение с их же стороны.

Тяжелым испытанием станет для малышей не только агрессия по отношению к ним, но и непреднамеренное свидетельство преступления или насилия. То есть, в этом случае ребенок становится не участником, но наблюдателем.

Кроме этого, сильным потрясением для ребенка станет смерть одного или обоих родителей, а также, возможно, и усыновление. Развод родителей, смена места жительства, природные катастрофы и автомобильные аварии – тоже в списке травмирующих факторов.

Школьный коллектив – особая среда для ребенка, в которой он проводит значительную часть времени. Несостоявшиеся отношения со сверстниками, агрессия, издевательства и насилие с их стороны способны стать тем хроническим стрессовым воздействием, нередко перерастающим в ПТСР.

Расстройство поражает детей любого возраста. У школьников его можно распознать по агрессивному поведению к окружающим, чаще к сверстникам, возникновением страха смерти, самообвинением по поводу произошедшей ситуации. Нередко страх и тревогу косвенно определяют через рисунки, игры или истории детей.

У подростков ПТСР проявляется и через заниженную самооценку, замкнутость и отстраненность, уход в алкоголь или наркоманию.

Маленькие детки, дошкольники, с ПТСР часто страдают ночными кошмарами и бессонницей

Можно заметить, что они становятся более несобранными и рассеянными, сложнее концентрируют внимание, больше времени проводят в одиночестве, пассивны, отказываются играть с другими детьми

Большую роль в диагностике расстройства у детей играют родители. Тщательное наблюдение за ребенком поможет вовремя распознать отклонения в поведении. Главное, не пустить все на самотек, приняв симптомы ПТСР за возрастные особенности.

Патогенез

Патогенез изучен недостаточно. Э. Крепелин (1915) к основным механизмам формирования П. относил нарушения в ходе развития, проявляющиеся парциальным инфантилизмом. Психопатам, однако, свойственна не только частичная задержка формирования тех или иных свойств личности. Как показали исследования Г. Е. Сухаревой, среди типов дизонтогенеза, лежащих в основе аномалий личности, наряду с задержанным наблюдается также искаженное (диспропорциональное) и поврежденное развитие (см. Психический дизонтогенез).

С позиций нейрофизиол. учения И. П. Павлова формирование П. связано с нарушениями в соотношении основных свойств в. н. д. и во взаимодействии второй и первой сигнальных систем. О. В. Кербиков, Н. И. Фелинская (1977), Г. К. Ушаков (1978) на основании корреляции патол, черт личности с преобладающими типами, в. н. д. выделяют возбудимые и тормозимые П. Возбудимые психопаты относятся к представителям крайних вариантов безудержного типа. Разновидности тормозимых психопатов соответствуют слабым типам в. н. д. Среди истерических психопатов преобладают лица художественного типа с превалированием первой сигнальной системы. Патол, подвижность и инертность основных нервных процессов являются соответственно основой неустойчивой и параноической П.

Н. А. Краснушкина (1971), исследуя электрическую активность головного мозга, обнаружила у психопатических личностей нарушения взаимодействия между корой головного мозга, структурами межуточного мозга и ретикулярной формацией. Основу нарушений при П., как показал А. М. Иваницкий (1976), составляют изменения регуляции афферентных потоков в мозге, что обусловлено изменением общего тонуса подкорковых центров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector