Шизофрения наследственное заболевание

Родственники больных

Согласно современным генетическим исследованиям, генетически предопределяются не только конкретные патологии, но различные аспекты личности, например высокий уровень тревожности или, напротив, чрезмерное спокойствие и застенчивость. Также могут наследоваться склонность к агрессии, настороженность, чувствительность к критике и способность реагировать на новые обстоятельства.

Получить подобные данные позволяют исследования однояйцевых близнецов, которые воспитываются в разных условиях. Даже при разном воспитании прослеживаются общие черты характера и темперамента. Причем это касается даже любви к риску и приключениям.

В целом, генетический фактор играет важную роль при таких патологиях, как шизофрения и аутизм. Также он подлежит пристальному изучению при анализе различных аффективных расстройств и гиперактивности. При этом ученые находят не только поведенческие сходства, но и биохимические с иммунологическими.

Это значит, что состав крови, количество лимфоцитов и другие биологические показатели у пациентов с шизофренией во многом совпадают с аналогичными данными у их родственников, даже если последние и не имеют психиатрических расстройств.

Ученые предлагают рассматривать 3 категории родственников, у которых в семье есть пациенты с шизофренией:

  • Люди с шизоидными чертами — замкнутостью, одиночеством, сосредоточенностью на внутреннем, а не на внешнем мире.
  • Лица с шизоидными чертами и с выраженным эмоциональным дефектом.
  • Личности с шизоидными чертами с аффективными расстройствами (биполярная смена фаз, сезонные депрессии и пр.).

Статистика показывает, что порядка 20-30% родственников людей с шизофренией первой степени родства жалуются на определенные симптомы. В данном случае диагноза нет, а потому говорят о так называемых «спектральных расстройствах». Симптоматика достаточно слабая и больше свидетельствует о замкнутости, ранимости и низком эмоциональном интеллекте. Они наблюдаются и у многих шизофреников, особенно перед началом приступа.

Категории психических расстройств

Первая группа называется психогенные расстройства или психогенные заболевания. Это те заболевания, основной причиной которых является воздействие внешних психотравмирующих факторов и обстоятельств.

Вторая группа – это эндогенные заболевания психики. Это группа болезней, основной причиной которых являются внутренние, биологические факторы, как правило, генетические факторы, которые передаются по наследству. У одних они проявляются в виде болезней, у других нет, оставляя их так называемыми носителями этого признака.

Третья группа – это экзогенно-органические заболевания психики, которые являются следствием органического повреждения головного мозга, неврологической патологии и развиваются у больных с инсультами, с черепно-мозговыми травмами, с опухолями головного мозга, с интоксикациями, с инфекциями, с атрофическим процессом в старческом возрасте и так далее.

Четвертая группа психических расстройств – это так называемое расстройство личности или врожденные конституциональные аномалии, которые, так или иначе, тоже генетически детерминированы, но большую роль в их развитии играют внешние факторы, связанные с взрослением человека в тех или иных условиях среды. То есть социальные и психогенные факторы.

Эпидемиологи, которые занимаются изучением распространенности психических заболеваний и расстройств в мире, проводят статистические исследования большой массы данных, поступающих к ним из разных регионов в виде определенной отчетности по обращаемости с тем или иным заболеваниям, по процентам выздоровления и тому подобное.

Эпидемиологи проводят эту работу, чтобы у нас была определенная статистика и чтобы мы видели эффективность тех современных научных достижений, которые мы используем в медицине.

Какие психические заболевания передаются по наследству чаще всего

1. Нарушения психического развития детей

  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) проявляется импульсивностью, трудностью с концентрацией внимания, повышенной двигательной активностью. Часто это расстройство совмещается с депрессивными состояниями, нарушениями поведения.
  • Дислексия – неспособность читать, сопоставлять то, что написано, с речью в некоторых случаях имеет наследственный характер.
  • Аутизм – это тяжелое психическое расстройство, выражающееся в нарушении социальной адаптации. Ребенок-аутист замкнут, он не хочет общаться с внешним миром, существует в своем личном пространстве. Он не выносит никаких перемен, у него есть собственные ритуалы, которые он строго соблюдает. Он постоянно повторяет стереотипные движения (раскачивания, подпрыгивания) или одни и те же фразы.

Обычно диагноз «аутизм» ставят в первые три года жизни ребенка.

Считается, что роль наследственности в возникновении этого заболевания велика.

2. Шизофрения

Это психическое заболевание, для которого характерны нарушения в мышлении, восприятии мира, неадекватное поведение и ненормальная реакция на раздражители. Заболевание может сопровождаться возбуждением, бредом, галлюцинациями. Больные подвержены депрессиям и склонны к суициду.

Как правило, начало болезни приходится на возраст от 20–22 до 30 лет.

Наследственность играет существенную роль в возникновении этого заболевания, но не меньшее значение приобретают и другие факторы: осложнения при вынашивании, трудные роды у матери, инфекции, тяжелые психоэмоциональные ситуации и даже рождение зимой.

3. Аффективное биполярное расстройство

Иначе это психическое заболевание называют маниакально-депрессивным психозом. Протекает оно с чередованием фаз: депрессии и возбуждения, иногда с агрессией. Между этими фазами возможны промежутки просветления.

4. Болезнь Альцгеймера

Это заболевание развивается после 65 лет и выражается сначала в забывчивости, трудности с концентрацией внимания. Затем возникают спутанность сознания, потеря ориентации в пространстве. Появляются раздражительность, немотивированная агрессия, нарушается речь. Развивается слабоумие.

Достаточно редко болезнь начинается раньше, и здесь существенную играет роль наследственный фактор – патологический ген.

Когнитивные способности родственников пациентов

Среди родственников больных шизофренией, если говорить о когнитивной (познавательной) сфере, наблюдаются следующие закономерности:

  • Измененная скорость психомоторики.
  • Нарушение зрительной и кратковременной вербальной памяти.
  • Неустойчивость внимания.
  • Необычность формирования суждений (абстрактность).
  • Трудности в организации плана действий.
  • Сложность копирования изображений.

Но это относится не ко всем родственникам. Большинство людей либо не имеет этих признаков, либо компенсирует их достаточной интеллектуальной активностью. Однако исключать наличие данных закономерностей при анализе неправильно.

Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении

Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом.

С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми.

Органические заболевания головного мозга (в частности церебрастенический синдром)

 Диагноз «органическое поражение головного мозга» в последнее время стал очень распространенным. Это связано с тем, что данная формулировка описывает не одно заболевание, а ряд отдельных патологий. Все они характеризуются изменениями структуры головного мозга. В большинстве случаев органические изменения не оказывают существенного влияния на работу ЦНС, ярко выраженные симптомы начинают проявляться в том случае, если повреждено более 20% головного мозга. При более серьезных повреждениях проявляются стойкие патологические синдромы, одним из них является церебрастенический синдром.

У детей органические повреждения головного мозга чаще всего связаны с перенесенными внутриутробными инфекциями или родовыми травмами. Но привести к развитию органических заболеваний могут и другие причины. Церебрастенический синдром развивается в результате кислородного голодания головного мозга

Больной не может концентрировать внимание и усваивать большое количество информации, быстро устает

Развиться церебрастенический синдром может в любом возрасте.

 При игнорировании проблемы, психика ребенка не развивается нормальными темпами, но современная медицина позволяет проводить успешное лечение. Дети с различными органическими повреждениями головного мозга сегодня получили шанс на выздоровление и ведение полноценной жизни в будущем.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ

Как уже говорилось выше, в недоразвитости мозга виноваты его повреждения и структурные дефекты. Существуют такие основные группы, обуславливающие наличие УО:

  • наследственные заболевания (хромосомные и генные);
  • внутриутробные инфекции – токсоплазмос, краснуха и другие, негативно воздействующие на плод;
  • употребление матерью токсичных веществ, спиртных напитков, сильных препаратов, облучение, курение;
  • недоношенность плода;
  • проблемы в процессе родов и в первые месяцы жизни ребенка – кислородное голодание, механические травмы головы, инфекционные заболевания;
  • отсутствие нормального воспитания, обучения и социализации, невозможность полноценной работы мозга вследствие этого;
  • невыясненная этиология.

ДИАГНОСТИКА

Нарушения умственного развития на ранней стадии обнаружить сложно. Однако такая диагностика крайне необходима для ранней коррекции и компенсации обнаруженного дефекта. 

Диагноз «умственная отсталость» ставится на основании специальных методов, позволяющих оценить интеллектуальный уровень индивида. Иногда специалисты применяют нейропсихологическую диагностику, которая позволяет определить уровень развития высших психических функций, а также оценить потенциал ребенка.

Грамотно поставленный диагноз дает возможность своевременно разработать корректирующие методы по устранению патологии и его лечению. При этом врач должен убедиться, что у маленького пациента отсутствуют признаки прогрессирование недоразвития, и признаки более серьезных заболеваний психики (шизофрения, шизоаффективное расстройство и т.п.).

Важно также определить, что состояние больного не является педагогической запущенностью. Такое нередко происходит с детьми, которые потеряли родителей и были определены для воспитания в детский дом

Там они могут подвергаться жесткому обращению, травле, насилию и т. д. Но если ребенок меняет обстановку на лучшую – его усыновляют, он живет и воспитывается в нормальной семье, то его состояние нормализуется.

Невротические расстройства детского возраста

В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло.

У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов

И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами.

Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом.

У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях.

Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов.

Симптоматика

Проявления истерической психопатии довольно яркие и заметные. Человек постоянно стремится быть в центре внимания

Можно сказать, что ему это жизненно необходимо, и неважно, какова реакция окружающих: одобрение, порицание или недоумение. Главное для него: вызвать ответную реакцию

Поведение больных – вычурное, демонстративное, наигранное. Если они обладают заурядной внешностью, стараются привнести эпатажность, выразительность. Природную красоту подчеркивают еще больше, оттачивая образ до идеального. Типичным является применение приемов обольщения, носящих неадекватный, провокационный характер. Легко влюбляются, доводя свою влюбленность до крайних мер. Но их непостоянство распространяется и на любовные чувства: они быстро угасают. Привычным становятся множественные любовные связи.

Особое внимание стоит уделить эмоциональности истеричной личности. Каждая ее эмоция достигает излишней выраженности, неуместно преувеличивается

Если это печаль – то с рыданиями навзрыд, любовь – в омут с головой, радость – восторженная, неописуемая. Больные не сдерживают себя, обычную, бытовую ситуацию обыгрывают с излишней драматизацией.

Со стороны может показаться, что человек проживает эмоцию всем своим естеством. На самом деле все напускное, лживое. Суть процесса – хорошо отыграть роль. Это демонстративные личности, жаждущие внимания. Их отношение к миру – поверхностное. Они не вникают вглубь ситуации, выхватывая только те факты, на которых можно «сыграть», не изучают сущность вопроса

Их цель: обратить на себя внимание, произвести эффект

Компульсивные действия

Это поступки, которые стереотипно повторяются и не имеют под собой рациональной основы. С точки зрения логики нельзя объяснить, зачем пациенту нужны компульсивные действия. Для самого больного они приобретают характер защитных ритуалов. Если выполнять определенные действия, то не случится ничего плохого.

Такие действия могут быть самыми разными: от касания волос до тиков. Примечательно, что при подростковом развитии болезни преобладают именно тики. Изначально они могут быть приняты врачами за соматические дисфункции, однако проявляются более сложным комплексом движений.

Выполнение таких действий может сопровождаться неприятным чувством: пациент понимает, что его поступки бессмысленны, но не может остановиться. Если проведение ритуала нарушается, то больной испытывает сильный дискомфорт и стремится продолжить его выполнение, как только появится такая возможность.

Не стоит сразу ставить диагноз ОКР всем, у кого есть дурные привычки – кусать губу, поправлять челку. Они преследуют многих. Отличие здорового психически человека в том, что при должном уровне самоконтроля он может отказаться от повторяющихся действий. Часто он их и не замечает, пока не укажут окружающие. Больной с ОКР точно знает, что и как он делает вовремя компульсивных действий. Он не может избавиться от привычки сам без помощи специалиста.

Важно вовремя дифференцировать ОКР от других психических заболеваний, в том числе более опасной и серьезной шизофрении. Поэтому при появлении специфических симптомов важно обратиться к специалисту за постановкой диагноза

ОКР хорошо лечится, курс препаратов в сочетании с психотерапией помогут скорректировать поведение и восстановить нормальный ритм жизни.

Наши врачи

Мясникова Любовь Константиновна
Врач — психиатр, психотерапевт, специалист по психосоматическим расстройствам
Стаж 17 лет
Записаться на прием

Мирзоева Анна Игоревна
Врач — психиатр, психотерапевт
Стаж 19 лет
Записаться на прием

Сейку Юрий Викторович
Врач — психиатр, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Стаж 46 лет
Записаться на прием

Богданова Наталия Ивановна
Врач психиатр, психотерапевт
Стаж 19 лет
Записаться на прием

Ластовкина Валерия Валерьевна
Врач психиатр
Стаж 3 года
Записаться на прием

Лечение и терапия

Лечение ОКР состоит из двух важных пунктов:

  • фармакологическая поддержка;
  • психотерапевтическая работа.

В каждом случае выбор лечения сугубо индивидуален – врач может назначить самые разные группы препаратов – от антидепрессантов и транквилизаторов до нейролептиков. Терапия подбирается с учетом всех особенностей пациента (типа навязчивостей, структуры личности, характера течения заболевания и др.)

Важно выяснить, что привело к развитию болезни

Необходимая составляющая эффективного лечения – это психотерапия. Обычно при ОКР работа со специалистом занимает довольно много времени и может потребоваться несколько десятков сеансов. В первую очередь психотерапевт работает с самоконтролем пациента, учит его расслабляться и переключаться. Затем необходимо пережить столкновение с вещами и событиями, которых больной боится или избегает.

Результат – сознательный контроль над эмоциями, действиями, возврат с полноценной жизни, без навязчивостей.

  • Нарушение сна
  • Психологическая травма

Индивидуальные консультации или консилиум? Что выбрать?

Для того чтобы во всём этом разобраться, а в подростковом возрасте это особенно сложно сделать, необходимо участие различных специалистов.  Это и врачи-психиатры, невропатологи, педиатры, психологи, клинические и семейные психологи, педагоги, дефектологи и много других специалистов,  которые принимают участие в оказании помощи подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации в связи с теми или иными психическими расстройствами.

Это практически невозможно сделать, придя на индивидуальную консультацию к кому-то из этих специалистов. В большинстве случаев,  если обратиться к психиатру или просто к психологу,  ребёнок не получит достаточного количества ответов на свои вопросы, и родители тоже не получат ответов на вопрос о том, что же с ним происходит. Необходимо обследование, диагностика, необходим системный подход. И этот системный подход в идеале можно получить только в специализированном учреждении.

Например, в психиатрической больнице или в научном центре психического здоровья детей и подростков. В Москве есть такой центр имени Г. Е. Сухаревой. В этот центре совсем не обязательно госпитализироваться, существуют и нестационарные формы наблюдения и обследования, и амбулаторные, и полустационарные формы.

Если обследование прошло успешно, если на этом обследовании не обнаружилось, к счастью, никаких серьезных психических заболеваний, тогда мы можем определить дальнейший маршрут оказания помощи таким пациентам, определить алгоритм их дальнейших действий.

Если это окажется то состояние, которое может быть ликвидировано амбулаторной помощью психиатра или психолога, тогда нужно найти такого психиатра, психолога, специалиста в области подростковой психологии и психиатрии, которые смогут, работая с этим подростком индивидуально, амбулаторно решить значительную часть его проблем и проблем его семьи.  

Статистические данные

В целом, шизофрения выявляется примерно у 0,5-1% людей, то есть не более чем у одного человека из 100. Что касается рисков заболевания и процентного соотношения, то они представлены следующим образом:

  • 1% — первый случай в семье.
  • 2% — болен дядя/тетя, племянник или двоюродный брат/сестра.
  • 5% — болезнь была у прабабушки или у прадедушки.
  • 5% — от патологии страдает родной брат/сестра.
  • 10% — больны брат или сестра либо родственники 1-3 линии.
  • 10% — диагноз был поставлен бабушке или дедушке.
  • 20% — патология есть у папы или у мамы.

При этом вероятность развития патологии у ребенка от двух родителей-шизофреников составляет 45-60%. Среди близнецов статистика следующая: 13-17% — у дизиготных, 47-48% — у монозиготных.

Как видно, чем ближе степень родства, тем больше риск возникновения заболевания. Однако утверждать на 100%, что у двух родителей с шизофренией, ребенок будет страдать от этой патологии, неправильно. Вероятность есть, но не такая высокая, как полагают многие.

Классификация болезней в психиатрии

Причинами психических заболеваний могут стать самые различные факторы. Официальная психиатрия выделяет три основных причины.

  1. Эндоненные расстройства.
  2. Психогенные факторы.
  3. Органические изменения.

Теми или иными расстройствами психики страдают до 40% населения Планеты. Часто психиатрия представляется неискушенному человеку как что-то загадочное и туманное. В России принято скрывать психиатрический диагноз, потому что он вызывает осуждение и непринятие в обществе. Однако, психическая болезнь является обычным заболеванием, которое лечится по своим правилам.

Ни кто не стесняется таких сложных заболеваний, например, как сахарный диабет или бронхиальная астма. Не смотря на то, что одним из осложнений этих болезней могут стать психические расстройства. Ряд прогрессивных врачей и ученых относят все хронические заболевания, к которым относятся и некоторые психические патологические состояния, к особенностям формирования организма. Такие расстройства часто требуют постоянного приема лекарственных препаратов, наблюдения врача и соблюдения определенного образа жизни.

Психиатрия

Так и душевный недуг относится к необычному состоянию психики, при котором не редко необходим постоянный прием стабилизирующих препаратов и особая организации жизни. При выполнении всех рекомендаций врача психически больной человек может продолжать жить привычной жизнью.

К сожалению, психические болезни в период обострения снижают критику больного к своему состоянию. Больной часто перестает принимать таблетки и отказывается посещать врача. В этом случае инициативу должны взять на себя ближайшие родственники, пригласив врача психиатра на дом или отвести его на прием к врачу.

Речь в основном идет о заболеваниях, так называемой, «Большой психиатрии».

Причины

По причине возникновения различают эндогенные и экзогенные психические заболевания. Толчком к развитию эндогенных расстройств становятся хромосомные или генные мутации, в том числе и наследственные. Самый яркий пример – это синдром Дауна, возникающий при трисомии 21 пары хромосом. 

Другой группой провоцирующих факторов могут быть соматические заболевания. Чаще всего, это гормональные нарушения, патологии печени, почек, сосудов. Изменения в поведении также вызывают опухолевые процессы в мозге. Так, опухоль лобной доли провоцирует подозрительность, патологическую ревность, и даже может толкнуть человека на преступление.

Группа экзогенных причин более широкая. К ней относятся факторы, влияющие на человека извне:

  • токсические вещества – алкоголь, наркотики, яды, промышленные токсины;
  • инфекции, поражающие головной мозг;
  • травмы головного мозга;
  • радиация.

Особую группу составляют психологические факторы. Очень часто психическое расстройство возникает на фоне стресса, причем он может быть как острый, так и хронический.

Хронический стресс – это то, что систематически, ежедневно расшатывает нервную систему человека, но делает это постепенно, дозировано. Сюда относят постоянное переутомление и недосыпание, неблагоприятную обстановку в семье или в рабочем коллективе, регулярное психическое или физическое насилие.

 Острый стресс – это единовременное, но очень мощное нервное потрясение: смерть близкого человека, развод, смена социального статуса,разорение, переезд и т.д.

Достаточно часто вероятность развития ментального расстройства определяется детством человека. Если ребенок подвергался физическим и моральным издевательствам, то вероятность получить психическое заболевание во взрослом возрасте у него очень велика.

Эмоциональная холодность, гиперопека, агрессия и физическое насилие по отношению к детям становятся благоприятной почвой для формирования у них таких черт характера, как неуверенность в себе, тревожность, комплекс неполноценности, агрессивность, склонность к девиантному поведению, беспочвенное самообвинение.

Впоследствии у ребенка появляются акцентуации характера, то есть обычные его черты, но слишком ярко выраженные и даже преувеличенные: психастенические, шизоидные, циклоидные с колебаниями настроения и т.д.

Изъяны воспитания в детском возрасте приводят к развитию таких заболеваний, как депрессия или шизофрения у взрослого человека.

На возникновение душевных расстройств во взрослом возрасте влияет взаимоотношения ребенка с матерью. Например, девочка воспитывается в атмосфере строгости и повышенной требовательности. Несмотря на то, что семья материально обеспечена, мама не балует дочь излишествами. Она постоянно недовольна девочкой. Требует от нее больше концентрироваться на учебе, контролирует ее чрезмерно и всегда найдет к чему придраться.

Девочка оканчивает успешно школу, а затем и институт. Устраивается на престижную работу, где дела у нее обстоят очень хорошо. Но постоянное недовольство собой, ощущение, что она не дотягивает до нормы и боязнь разочаровать мать, которая «так много в нее вложила», постепенно приводят ее к депрессивному состоянию.  

Чтобы справиться с напряжением и уйти от черных мыслей, девушка пристращается к алкоголю. В итоге – депрессия и алкоголизм, и, конечно, недовольство и потакания матери.  

Вообще, сложно достоверно определить, по какой причине развивается то или иное психическое заболевание. Как правило, его возникновению способствует сразу несколько причин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector